Павел Субботин

Руководитель Губернаторского ансамбля танца «Сыра’сэв»
Павел Субботин

В декабре 2017 года знаменитый ямальский национальный ансамбль танца «Сыра’сэв» отметил свой 55-летний юбилей и вместе с этим открыл двери в новый творческий путь. В октябре того же года, в преддверии этой знаменательной даты был назначен новый руководитель ансамбля - Павел Субботин, а с января 2018 ансамбль и вовсе сменил привычную для себя рабочую и творческую среду и переехал из Окружного центра национальных культур в Культурно-деловой центр.

С момента больших перемен ребята успели отлично сработаться в новых для них условиях под руководством молодого хореографа и постановщика Павла Субботина. На Ямал Павел приехал из Краснодара вместе с женой. Супруга Павла - Любовь Субботина, так же является хореографом. В Культурно-деловом центре она работает совместно с Павлом в должности репетира ансамбля «Сыра’сэв».

Хореографическую карьеру Павел начал еще в 5 лет, поступив в детскую школу искусств города Юрьев-Польский.

– Пока учился в школе искусств, я танцевал в коллективе «Проталинка» 9 лет. По окончанию школы поступил во Владимирский областной колледж культуры и искусства, при котором существовал ансамбль «Росинка», где я был солистом и старостой ансамбля. В 2003 году на базе колледжа и Владимирского государственного педагогического университета открыли новое хореографическое отделение, которое собственно и окончил. Наша группа была первой и последней, кто окончил народное отделение в данном университете. Сейчас, к сожалению, там осталась только современная хореография, – вспоминает Павел.

За время обучения в университете Павел Субботин развивал себя не только в народном творчестве, также он танцевал в камерном балете «Гестус», направлением которого была современная хореография: неоклассика, джаз, модерн, фанк, и т.д.

– После окончания университета нас с женой пригласили в Краснодар в Государственный концертный ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница» при Краснодарской филармонии имени Г.В. Пономаренко. Там я отработал почти 10 лет солистом ансамбля в танцевальной группе. Помимо этого я совмещал работу репетитором ансамбля, балетмейстером-постановщиком всех вокальных групп, которые были при филармонии, на тот момент их насчитывалось около 13. Также занимался постановками сказок, а точнее их хореографическим наполнением, разбавляя актерскую игру и вокальную часть, – рассказывает Павел. – В 2015 году я решил принять участие в кастинге Белинды Кинг «Belinda King Creative Productions», эта компания предоставляет возможность работать на международных круизных лайнерах люкс класса с танцорами со всего мира. После успешного отбора я уехал работать в Англию на 2 года. В перерыве между работой по контракту со мной связался Андрей Викторович Сотников - главный режиссер Окружного центра национальных культур, и совершенно неожиданно для меня предложил мне стать руководителем национального ансамбля «Сыра’сэв».

В 2014 году Павлу присвоили звание «Заслуженный артист Кубани» за вклад в развитие культуры Кубани. – Многие почему-то думают, что раз мне дали такое звание, то следовательно мой профессиональный опыт в основном построен на исполнении казачьего фольклора, хотя на самом деле это совершенно не так. Не смотря на то, что я отдаю предпочтение больше народным танцам, имея ввиду не только русские народные, но и традиционные танцы других народов мира армянский, адыгский, греческий, молдавский и многие другие, я также достаточно хорошо знаю и современные направления, – поясняет он.

Как признается Павел, северная хореография для него в новинку, но, не смотря на это, она ему нравится. – Выучить традиционную культуру народов севера в танце можно, я не вижу в этом большой сложности. Тем более что материала, который дошел до нас с древних времен и с которым можно работать в современной хореографии, к сожалению, не так много. Северный танец осложнен традициями, которые несут определенные запреты тех или иных движений и действий. Конечно, подобные традиции есть у всех народов, и многие постановщики стараются их помнить, сохранять и учитывать, но в тоже время некоторые позволяют и нарушают их или плавно обтекать.

В новинку для Павла стали не только холодный край, город и художественный материал ансамбля. Он впервые взял на себя роль руководителя, в связи с чем чувствует большую ответственность при выстраивании работы в новом коллективе. Как отмечает Павел, он не планирует резко менять концепцию состоявшегося коллектива. – Мы постепенно и плавно идем вместе к новому уровню. Я хочу сделать коллектив разноплановым, дать танцорам возможность выйти за границы обрядового танца народов севера и познакомиться с другими видами хореографического искусства. Мы сейчас не удивляем танцевальной техникой исполнения, а стараемся добиться осознанно-профессионального ощущения на сцене, а это очень сложно. В общем, ведем работу над выработкой характера, – рассуждает Павел. – Что касается главного направления коллектива – исполнение танцев коренных малочисленных народов Крайнего Севера, то от этого мы, конечно же, уходить не будем. Возможно, новые танцы будут не столь аутентичны как раньше, поскольку мне бы хотелось немного преобразить этот пласт и осовременить его в моем видении Севера.

На данный момент в ансамбле работают ритм-группа в составе 4 человек и 5 танцевальных пар. Надеемся, что коллектив будет пополняться новыми участниками, и со временем будут появляться массовые номера. – На сегодняшний день мы ставим перед собой первостепенную задачу - написать хорошие и качественные фонограммы, которые покажут всю суровость Севера, какой он есть на самом деле со всей глубиной аутентичного звучания.

Казалось бы, сколько всего предстоит сделать коллективу, чтобы добиться высоких результатов, ведь задачи перед ними стоят не легкие. Однако мы с уверенностью можем утверждать, что с новым взглядом на будущее и новым подходом к работе у артистов появляется огромная возможность достичь больших успехов, что в скором времени мы сможем увидеть сами. Как признается Павел Субботин, сам он чувствует большое предвкушение, поскольку стремиться сделать то – чего еще не было на ямальской сцене.